Педагогический совет на тему: "Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика"
Цели:
- проанализировать состояние данной проблемы в коллективе на сегодняшний день,
- определить уровень развития классных коллективов на момент проведения педсовета,
- разработать мероприятия по решению данной проблемы.
Задачи: Научить определять уровень развития коллектива.
- Ввести в систему воспитательной работы класса основные формы и методы организации коллектива.
- Разработать принципы сотрудничества коллектива и личности.
Этапы педсовета:
1 этап
1 этап – определение основных проблем по теме
2 этап – коллектив и условия его формирования
3 этап – формы и методы организации коллектива
4 этап – личность и условия ее формирования
5 этап – решение основных проблем по теме
6 этап – решение педсовета и рефлексия
Правила педсовета:
Оглашаем результаты выбора позиции: из ….количества присутствующих ….выбрали коллективистское воспитание, а ….. выбрали личностное воспитание. Личность и Коллектив взаимосвязаны друг с другом и жить полноценной жизнью друг без друга не могут.
Поэтому сегодня нам необходимо определить:
- как и в чем они взаимосвязаны,
- какую роль играет в этой связи классный руководитель,
- что может позволить построить отношения "личность + коллектив"
- что должно стать фундаментом , основой этого.
Проблемный штурм.
Работа в группах
Необходимо выявить и сформулировать в виде вопроса 1 проблему по теме педсовета в группе 1-2, 3-4, 5-6, 7-8, 9-11 классов
(проблемные вопросы записываются на доске в столбик)
Выступление. Что такое личность, что такое коллектив, их основные признаки.
2 этап
Коллектив и условия его формирования.
Большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения, которые складываются со сверстниками. От этих отношений зависит возможность адаптации и раскрытие потенциала каждого ребенка, а различные отношения создают разные группы. Это могут сплоченные группы или не сплоченные. Сплочение групп тоже происходит на разной основе.
Поэтому могут быть группы социальной и антисоциальной направленности. Любая группа имеет факторы сплочения:
- общие интересы группы, стремление приспособиться в специфических условиях,
- авторитет лидера,
- наличие социальных норм, и т.д.)
В зависимости от каждого фактора группа имеет свою траекторию развития и то, качество, которое отличает ее от другой группы.
Группа не может сложиться как коллектив в первый же момент своего существования. Это длительный процесс. Попробуем определить степени этого процесса.
Я предлагаю каждой группе из 5 предложенных карточек (ступени становления коллектива), необходимо выбрать “свою”, т.е. то, что характерно на их возрастном уровне.
(так должна выглядеть логическая цепочка или ступени формирования коллектива)
При работе с классом нужно учитывать специфику класса,
- особенности ее сплочения,
- использовать демократические принципы,
- гуманистические нормы отношений, чтобы создавался – воспитательный коллектив.
Критерии коллектива:
- групповая направленность (гуманные нормы отношений)
- способность группы к самоуправлению
- подготовленность группы к совместной деятельности.
Показатели развития коллектива:
- интеллектуальная коммуникативность (межличностное восприятие, взаимопонимание, общий язык, понимание с “полуслова”)
- эмоциональная коммуникативность (общение и поддержка в радости и в горе)
- волевая коммуникативность (способность противостоять трудностям, стрессоустойчивость, надежность в экстремальных ситуациях).
Работа в группах (результаты программы наблюдения) Представители групп, используя результаты наблюдения своего класса, анализируют уровень формирования и развития своего коллектива.
Группа 1-2 кл.– Как выявляются коллективные навыки? У всех ли они есть? Можно ли их сформировать?
Группа 3-4 кл. - Как выявить лидера? Можно ли научить ребенка быть лидером? Что характеризует лидера?
Группа 5 – 6 кл.– Как проявляются признаки коллектива в вашем классе? Учитываете ли вы специфику класса и как?
Группа 7 – 8 кл.– Есть ли в вашем классе 3 показателя развития коллектива? Что из них проявляется в большей степени? Каков доминирующий фактор развития вашего коллектива?
Группа 9 – 11 кл. Определите степень развития своего коллектива и докажите, что у вашего коллектива есть будущее.
3 этап
Результаты мониторинга по школе
1кл.
2кл. Методика «Пьедестал»
3 кл. Методика «Аукцион»
4 кл. на выбор
5 -6 кл.-Методика структуры классного коллектива. Методика «Выбор»
7 кл. – Микроисследование «Атмосфера в классе»
8 кл.- Изучение классного коллектива. Исследование взаимоотношений в классе.
9-11 кл- Диагностика сформированности и развития коллектива класса.
Выступающие: Метод наблюдения
Презентация для педагогического совета
Страница 1 < Страница 2 > Страница 3