Личностно-ориентированный подход на уроках музыки
Работаю над данной темой 3 года. Тему выбрала неслучайно, т.к. она меня заинтересовала своей актуальностью и злободневностью. Очень много возможностей работать над этой темой.
Вначале своего творческого пути меня заинтересовал вопрос: «Что такое личностно-ориентированный подход?»
В современных условиях активизируется развитие педагогики в самых разных направлениях: гуманистическая, социальная, диагностическая, коррекционная и т.д.
Предметом гуманистической педагогики является воспитание Человека, гуманной, свободной личности, способной жить и творить в демократическом обществе.
Личностно-ориентированное образование в школе направлено на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности с учётом индивидуальных особенностей, интересов и способностей.
Личностный подход – это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учёт своеобразия индивидуальности личности в воспитании ребёнка. Именно этот подход определяет положение ребёнка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса, а следовательно, означает признание его активным субъектом этого процесса, означает становление субъект-субъектных отношений. Теоретиком личностного подхода был известный психолог С.Л.Рубинштейн.
Значение личностного подхода в педагогике раскрывает В.П.Беспалько. Он отмечает, что личностный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса.
Только коллектив педагогов-единомышленников, педагогов нового типа, способен связать воедино личность, личностные качества, личностное развитие и саморазвитие ребёнка. Именно личность школьника и личность педагога- главное мерило наличия и развития гуманной воспитательной системы.
Индивидуальный подход как принцип педагогической деятельности, включает положение личности и дифференцированного подхода.
Индивидуальная работа – это деятельность учителя, осуществляемая с учётом особенностей развития каждого ребёнка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к учащимся в обучении и воспитании.
В индивидуальной работе с детьми, учитель должен руководствоваться следующими принципами:
- установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне «учитель-ученик-класс»
- уважение самооценки личности ученика
- вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера
- постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности
- создание психологической почвы и стимулирование самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания.
Руководствуясь этими принципами я провожу уроки музыки в 1-8 х классах.(Урок в 4 классе, урок в 5 классе, урок в 6 классе, урок в 7 классе)
Реализую данную тему на открытых уроках:
- открытый урок в 5 классе «Связь изобразительного искусства с музыкой» - «Музыка живописи» (Презентация)
- открытый урок в 7 классе «Музыкальные образы в Эпизоде нашествия» из 7 симфонии Д.Шостаковича (Презентация)
- oткрытый урок в 6 классе «В чём сила музыки Джулио Каччини?» (План урока, презентация)
Во внеклассной работе: Литературно-музыкальный журнал «Музыка- душа моя», рассказывающий о творчестве М.И.Глинки, «Широкая Масленица», Музыкальная гостиная, посвящённая творчеству П.И.Чайковского «Музыкальный альбом», литературно-музыкальная композиция «Песня в солдатской шинели», бардовская песня в музыкальной гостиной «Песни у костра» и многие другие.
Методы и приемы личностно ориентированного эстетического воспитания младших школьников, наряду с традиционными (перцептивные методы аудиальной передачи, визуальной демонстрации, кинестетического восприятия и передачи эстетической информации; метод художественного исполнительства, метод синектики, метод инверсий эстетических объектов, метод художественно-творческих аналогий), включают:
- методы учебно-критического выражения;
- методы решения учебных художественно-творческих задач;
- методы вживания в эстетический объект;
- приемы полимодального представления эстетической информации (прием «музыкальных зеркал», пластического моделирования, зрительной стимуляции, синкретического погружения в художественный образ);
- рефлексивные приемы (прием ранжирования, эмпатического слушания).
Формы личностно ориентированного эстетического воспитания младших школьников включают:
- уроки, основанные на имитации организации эстетической творческой деятельности (урок-путешествие по музыкальному театру, урок-путешествие по картинной галерее, урок-народный промысел, урок-фольклорный праздник, урок-книжная ярмарка, урок-киностудия и т.п.);
- уроки, основанные на формах, жанрах, методах эстетической творческой деятельности (урок-концерт, урок-репортаж с художественной выставки, урок-рецензия, урок-репетиция, урок-спектакль и т.п.);
- уроки, опирающиеся на вымышленные сказочные ситуации.
Мотивационный компонент модели личностно ориентированного эстетического воспитания младших школьников, выполняя направляющую, побуждающую и смыслообразующую функции, включает:
- целевой блок, направленный на формирование перспективно-побуждающих мотивов, основанных на понимании младшим школьником значимости эстетической творческой деятельности вообще или того или иного предмета эстетического цикла в частности;
- эмоциональный блок, связанный с формированием непосредственно-побуждающих мотивов, основанных на эмоциональных проявлениях младшего школьника по отношению к произведениям искусства, личности педагога, получению похвалы или награды в процессе эстетической творческой деятельности;
- креативный блок, предполагающий формирование креативно-побуждающих мотивов, основанных на получении удовлетворения от процесса эстетической творческой деятельности.
Личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных способностей как субъекта познания и предметной деятельности;
Образовательный процесс личностно-ориентированного обучения представляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт возможность реализовать себя в познании учебной деятельности, поведении;
Содержание образования, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ученик мог проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме;
Критериальная база личностно-ориентированного обучения учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений и навыков, но и сформированность определенного интеллекта (его свойства, качество, характер проявлений);
Образованность как совокупность знаний, умений, индиаидуальных способностей, является важнейшим средством становления духовных и интеллектуальных качеств личности выступает основной целью современного образования;
Обученность и образованность не тождественны по своей природе и результатам. Обученность через овладение знаниями, умениями, навыками обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе. Образованность формирует индивидуальное восприятие мира, возможность его творческого преобразования, широкое использование субъективного опыта в интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок;
В данном контексте традиционное обучение не может быть ведущим в целостном образовательном процессе. Значимыми становятся те составляющие, которые развивают индивидуальность ученика, создают все необходимые условия для его саморазвития, самовыражения;
Личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности, т.е. признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых должен осуществляться учителем-предметником, воспитателем с учетом цели развития каждого ребенка, его педагогической поддержки в познавательном процессе, затруднительных жизненных обстоятельствах.
Страница 1 < Страница 2 > Страница 3