Воспитание учащихся музыкальной культурой

На современном этапе наиболее остро ощущается социальная потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью. Будучи проводником музыкальной культуры, я как учитель музыки и чувствую себя ответственным за музыкальное воспитание учащихся.

Процесс личностного становления ребенка не должен сводиться к развитию отдельных качеств ребенка (интеллектуальных, физических и других), поэтому моя педагогическая концепция основана на развивающем обучении, способствующем воспитанию в учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры и гармонично развитой личности. Все дети соприкасаются с миром прекрасного, и в идеале, каждый школьный предмет должен эстетически воспитывать, раскрывая красоту и целесообразность окружающего мира. В воспитании духовной культуры и нравственного облика учащихся особенно велика роль уроков музыки, с наибольшей силой воздействующей на эмоциональный мир школьника и облагораживающей его душу.

Цели, которые перед собой ставлю:

  1. Развивать у детей творческие способности.
  2. Активизировать, стимулировать, направлять процесс мышления учащихся.
  3. Способствовать формированию у школьников умений и навыков выразительного исполнения музыки.
  4. Развивать умение давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать свое мнение.
  5. Воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной и общей культуре народов мира.
  6. Научить обобщать жизненно-музыкальные впечатления учащихся на основе восприятия фольклорного творчества народов мира.
  7. Научить детей корректировать свое психологическое состояние, прививать чувство ответственности за свое здоровье и учить управлять им.
  8. Способствовать формированию у школьников положительной мотивации, стойкого интереса к процессу обучения.

В своей работе, независимо от того, в каком направлении она идет, опираюсь на такие педагогические принципы, как:

В целях формирования у учащихся любви и понимания музыки во всем ее богатстве ее форм и жанров, т.е. воспитания в учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры, стремлюсь увлечь учеников всем тем, что люблю сама, хочу, чтобы мои ученики с удовольствием приходили ко мне на уроки и в чем-то были похожи на меня. Ученики для меня во многом соратники, собеседники, друзья – люди, с которыми мне бесконечно интересно.

Всем известно, какое сильное эмоциональное воздействие оказывает на нас музыка. Медики разных стран не только признали благотворное влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека, но и создали специальное направление – музыкотерапия. Музыка – это не только развлечение, но и хорошее средство для воспитания психически здоровых людей. Поэтому я как учитель музыки стремлюсь, чтобы на моих уроках дети не только нравственно обогащались, но и физически становились здоровыми. Для этого я использую специальные дыхательные упражнения, развивающие певческое дыхание и способствующие развитию легких. Метод этот называется «Фонопедический метод развития голоса по Емельянову» Все это благотворно влияет на здоровье детей. В начальных классах на каждом уроке выделяется определенное количество времени (3-5 минут) для проведения физкультурной разминки, которую ребята проводят сами. Такие разминки не только дают возможность детям отдохнуть, расслабиться, но и укрепить здоровье. Каждый учитель, независимо от преподаваемого предмета, должен понимать, что здоровье его учеников в существенной мере зависит от него самого. И поэтому я стремлюсь, чтобы дети на моих уроках духовно и музыкально обогащались, становились здоровее не только душой, но и телом.

Мое педагогическое кредо – воспитывает все: одежда, аудитория, выражение лица (мимика), речь, артистизм педагога. При работе с детьми эффективным считаю применение артпедагогики, методы которой помогают ребенку найти себя, свою индивидуальность, оригинальность. Так, после знакомства с каким-либо музыкальным произведением, его прослушиванием и тщательным обсуждением, я задаю ребятам такое домашнее задание, как, например: нарисовать к этому произведению рисунок или написать сочинение “Мое музыкальное впечатление”. Выполняя такие задания, ребенок творит, создает что-то свое, уникальное и тем самым выражает себя. Все это оставляет зримый след в жизни школьника.

В своей работе я опираюсь на опыт педагогов-музыковедов, которые в своих музыкально-педагогических трудах отмечали особую значимость эмоционально-образной сущности музыки. Это Д.Е. Огороднов, Т. Ригина, Б.В. Астафьев, О.А. Апраксина, Ю. Б. Алиев, М.А. Румер и другие. За основу я принимаю методику, разработанную Д.Б. Кабалевским, важной особенностью которой является ее тематическое построение.

Очень помогают в работе с учащимися статьи Н.П.Столовой—методиста кабинета музыки ЛОИРО «Использование современных технологий в работе учителя музыки: моделирование художественно-творческого процесса (Л.В.Школяр), «Сочинение сочинённого» (В.О.Усачёва), содержательный анализ инструментальных произведений (В.А.Школяр) и статья «Педагогики искусства». Это создает условия для достижения цельности урока, единства всех составляющих его элементов, для достижения цельности уроков музыки – музыка и жизнь, помогает сформировать у школьников музыкальную культуру на основе целостного представления о музыкальном материале программы: например, в 4 классе в последней четверти большое внимание уделяется знакомству с произведениями о весне, о природе (М. Равель “Восход солнца” из балета “Дафнис и Хлоя”; П. Чайковский “Песня жаворонка” из “Детского альбома”; Ф. Шопен “Весна” из сборника “Шесть польских песен” и другие).

Музыка и жизнь – это генеральная тема, своего рода “сверхзадача” моих уроков музыки. Стараюсь, чтобы эта тема пронизывала все занятия во всех звеньях с первого до последнего класса. Например, второе полугодие 5-го класса посвящено выяснению связей между музыкой и изобразительным искусством. Здесь необходимо достичь того, чтобы ребята почувствовали, что в каждом из них есть не только внутренний слух, но и внутреннее зрение (т.е. способность “внутри себя”, “мысленно” увидеть то, чего он глазами в данный момент не видит). Развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения – основа развития творческого воображения, которое необходимо человеку не только в искусстве, но и в любой области, в какой бы он ни работал. Для того, чтобы ребята уловили связь между музыкой и изобразительным искусством, мы вместе с учителем ИЗО проводим интегрированные уроки. Например, “Времена года” в произведениях Чайковского и Левитана”.Эпиграфом к таким урокам служит высказывание Леонардо да Винчи «Музыка и живопись – это как сёстры».

В 4-м классе, когда мы изучаем тему “Музыка моего народа”, я ввожу в программу изучения этой темы региональный компонент, т.е. звучание национальной музыки русского народа, рассказы о народных песнях, былинниках, гуслярах, исполнителях, разучивание русских народных песен. Это помогает сформировать у детей разных национальностей глубокий интерес и уважение к культурному наследию русского народа, его традициям.

Основой формирования музыкальной и духовной культуры школьников является восприятие музыки. В процессе восприятия музыки включается жизненный и музыкальный опыт школьников, относящийся к более широкой сфере музыкальных явлений. Это и опыт непосредственного переживания и размышления, формирующийся под воздействием музыкального искусства, и художественный опыт, связанный с исполнением музыки. Я как учитель музыки стремлюсь на уроках научить детей по-настоящему слышать музыку, размышлять о ней. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль. Моя задача состоит в том, чтобы все 45 минут урока создавали ситуацию, способную формировать состояние человеческого открытия мира музыки. Всю свою работу на уроке строю так, чтобы музыка переживалась ребятами, чтобы не было равнодушных глаз, нейтральных поз, жестов, лиц у тех, кто слушает и исполняет музыку.

Решению задачи формирования нравственно-эстетического отношения к музыкальным ценностям служит, например, метод проблемного обучения, который я стараюсь использовать на уроках музыки. Этот метод позволяет мне организовать на уроках дискуссии, развить музыкальное мышление ребят, их оценочные представления. Например, на уроке в 6 классе ученики обсуждали проблему, внесенную в программе в тему “В чем сила музыки?”. После прослушивания произведения “Рондо в турецком стиле” В.А. Моцарта, я предложила ребятам ответить на вопрос: “Чье произведение вы только что услышали?” Почти все ученики узнали имя композитора. Я в свою очередь попыталась проникнуть в основание такой оценки и задала им следующий вопрос: “Как вы узнали, что это произведение сочинил Моцарт?” И вот что ответили ребята: “Музыка Моцарта прозрачная, легкая, светлая и очень нежная”, “Мне сразу представились старые времена, когда жил Моцарт, звучание клавесина, мерцание свечей”, “Его музыка нежная и вдохновенная”. А дальше я рассказала ученикам, что думали о музыке Моцарта И.С. Тургенев, который сравнивал ее с звенящим ручейком, А.Г. Рубинштейн, который сказал так: “Вечный солнечный свет - имя тебе, Моцарт!” И когда я задала еще один вопрос: “А нам, современным людям, нужна ли музыка Моцарта?”, в классе началась дискуссия. Кто-то из ребят высказал мнение о том, что когда ему бывает плохо, то он может послушать музыку Моцарта, и его настроение изменится. А кто-то сказал, что будет слушать не Моцарта, а современную популярную танцевальную музыку. Класс разделился на два лагеря. Одни предпочли дискотеки, где нет ни Моцарта, ни Баха, ни Бетховена. Другие говорили, что нельзя только танцевать, что надо ходить и на концерты, чтобы слушать Баха и Моцарта. Некоторые ребята высказали мнение о том, что современному человеку надоедает слушать только эстраду, ему нужны и Моцарт, и Бах. Во время слушания “Маленькой ночной серенады” Моцарта чувствовалось, что музыка захватила всех.

В своей работе я использую такие методы музыкального обучения, которые направлены на решение поставленной задачи и организацию усвоения содержания, которые способствуют установлению целостности процесса музыкального обучения на уроке музыки как уроке искусства, т.е. выполняют регулятивную, познавательную и коммуникативную функции: метод музыкального обобщения, метод забегания вперед и возвращения к пройденному, метод драматургии. Для реализации всех методов музыкального обучения я на уроках музыки использую различные формы обучения. Одной из таких форм является хоровое пение, которое должно звучать эмоционально, чувственно, искренне. Положительно влияют на эмоциональность исполнения условные модели характера музыки, которые в процессе работы связываются с определенными певческими приемами. Так, печальная музыка чаще исполняется legato (легато), шутливая - staccato (стаккато) и т.д.

На уроках музыки я использую различные формы обучения. Это слушание, исполнение, игра, решение музыкальных кроссвордов (например, кроссворд 1, кроссворд 2), уроки с элементами театрализации, комбинирование музыки с другими предметами (ИЗО, литература, оригами), для увеличения интереса к музыке использование новых форм работы (компьютер, синтезатор). С интересом ребята на уроках музыки стараются “открывать” музыкальные тайники, т.е. отвечают на вопросы викторин, которые я провожу, как правило, на заключительных уроках четверти и на декаде гуманитарных наук. С большим увлечением ребята играют на музыкальных инструментах, изготовленных своими руками. Например: деревянные ложки, трещётки, свистульки, керамические колокольчики.

Вокальный ансамбль и хор младших школьников, который я веду, неоднократно выступали на районном фестивале «Радуга талантов», на общешкольных родительских собраниях, перед населением посёлка.

Хочется верить, что мои ученики будут любить музыку так, как люблю её я. Хочется закончить свою статью стихами Владимира Соколова.

Спасибо, музыка, за то,
Что ты меня не оставляешь,
Что ты лица не закрываешь,
Себя не прячешь ни за что.
Спасибо, музыка, за то,
Что ты единственное чудо,
Что ты душа, а не причуда
Что для кого-то ты ничто.
Спасибо, музыка, за то,
Чего и умным не подделать,
За то спасибо, что никто
Не знает, что с тобой поделать

Страница 1 > Страница 2 > Страница 3

Карта сайта      
Hosted by uCoz