ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ—ХЛЕБ ЯЗЫКА
ВНИМАНИЕ!
К.Г. Паустовский утверждал: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом:звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия». Эти слова относятся прежде всего к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных. Этот исследовательский проект интересен для учащихся 5-6 классов по предмету русский язык и литература.
В ходе исследования текстов учащиеся определили, что грамматические характеристики имени существительного могут быть в тексте средством языковой выразительности, сумели почувствовать экспрессивные, выразительные возможности имени существительного. С помощью существительного можно нарисовать картину природы, портрет и др.
Существительное—суть языка!
«СЛОВА—ПУТЕВОДНЫЕ НАШИ ОГНИ».
Мать. Родина. Счастье. Река. Синева. Хлеб. Утро. Работа. Мечта.
Проект «Имя существительное – хлеб языка» рассчитан на учащихся 5-6 классов. В ходе анализа текста учащиеся должны доказать справедливость высказывания Л.Успенского. Для этого исследуется характеристика имени существительного как части речи; какие грамматические значения выражены у имени существительного. Учащиеся в ходе анализа текста повторяют категорию одушевлённости-неодушевлённости, собственные-нарицательные существительные и способы выражения этих категорий.
Характеристика любой части речи производится с 4-х сторон:
- Общее значение;
- На какой вопрос отвечает; грамматические признаки;
- Синтаксическая роль;
- Морфемные показатели (правописание окончаний, суффиксов, приставок).
Учащиеся должны сделать вывод, что грамматические характеристики имени существительного могут быть в тексте средством языковой выразительности; должны почувствовать экспрессивные, выразительные возможности имени существительного могут передаваться через суффиксы, имена собственные с «живой внутренней формой» содержащие авторскую эмоциональную окраску (говорящие фамилии, прозвища, географические названия). С помощью имени существительного можно нарисовать любую картину природы, портрет и т.д.
СОВЕТЫ думающему ученику:
ВНИМАНИЕ!
Работая над этим проектом, вы сможете:
- овладеть нормами литературного языка;
- повысите грамотность и выработаете свободное владение устной и письменной речью;
- сможете связно излагать свои мысли в устной и письменной формах;
- вспомните значение имени существительного и его роли предложении;
- закрепите грамматические умения изменять имена существительные по падежам, числам;
- повторите правописание окончаний существительных; морфологические признаки существительных.
Страница 1 < Страница 2 > Страница 3